Аэропорт Сухум – это воздушная гавань, которая была построена в 60-х годах прошлого столетия и обеспечивала большой пассажиропоток, особенно в летнее время. В начале 90-х аэропорт перестал действовать, поскольку во время военных действий аэровокзал был частично поврежден, а взлетно-посадочная полоса заминирована. В настоящее время активно ведутся работы по восстановлению работы аэропорта, который сможет принимать пассажирские самолеты и позволит наладить воздушное сообщение с многими российскими городами.
История аэропорта в советский период
Строительство сухумского аэропорта началось в 1960-х годах. Для принятия пассажирских воздушных судов было возведено здание аэровокзала и обустроена взлетно-посадочная полоса длиной 3,64 км. Прочное бетонное покрытие позволяло принимать многие тяжелые самолеты общей массой до 125 тонн, в том числе и Ил-76.
Воздушная гавань расположена на побережье Черного моря. С трех сторон она окружена Колхидской низменностью. Такое географическое положение обеспечивает возможность совершать посадку с двух сторон.
В конце 60-х годов в Сухумском аэропорту производились испытания опытного образца Ту-114, который считался самым большим советским авиалайнером. В последующие годы такие самолеты выполняли рейсы по маршруту Москва-Хабаровск, а также использовались для полетов во Владивосток и Японию.
В 1980 году было построено новое здание аэровокзала, которое существует до сих пор. Это позволило аэропорту стать одним из самых важных транспортных узлов в стране.
Во время курортного сезона в советский период терминал принимал до 5 тысяч пассажиров в сутки. В то время длинная посадочная полоса была только в некоторых аэропортах страны, поэтому для приема гражданских самолетов использовались также и военные аэродромы, например Копитнари, Гудаута, Североморск-3. Удобная ВВП с качественным бетонным покрытием выгодно отличала аэропорт Сухум от многих других советских воздушных гаваней.
Сухумский аэропорт после войны
Сухумский аэропорт перестал принимать регулярные рейсы в 1993 году из-за военных действий на территории страны. После завершения грузино-абхазского конфликта на территории аэродрома остались брошенными два самолета Ту-154 и один Ту-134, а также Як-40, который принадлежал Эдуарду Шеварднадзе. Впоследствии по решению местных властей оба Ту-154 пустили на металлолом. Также долгое время взлетно-посадочная полоса была заминирована, что привело к гибели нескольких мирных жителей Абхазии.
- Территорию аэропорта постепенно очистили от мин и стали использовать ее для сельскохозяйственных нужд.
- Перед зданиями аэровокзала установили памятник начальнику охраны аэропорта Алексею Когонии, который героически погиб в 1989 году.
- К началу 2000 года было отремонтировано старое здание аэровокзала и там начал действовать ресторан.
В послевоенный период аэропорт был исключен из всех существующих сборников, содержащих аэронавигационные сведения. Грузинская сторона закрыла Абхазии воздушное пространство, что привело к созданию обходного маршрута для самолетов, находящегося примерно в 45 км от берега Черного моря.
Аэропорт Сухум в настоящее время
Летом 2019 года президентом Абхазии Раулем Хаджимбой было подписано распоряжение о том, что сухумский аэропорт наделяется статусом совместного базирования. Также ему был присвоен уникальный международный код.
В планы абхазского правительства входит полное восстановление воздушной гавани, которая сможет обеспечить пассажиропоток, достигающий 5 тысяч человек в сутки.
Сейчас в аэропорту «Сухум» базируется местная авиакомпания «Абхазские авиалинии». Также совершаются чартерные рейсы.